закрыть

Руководитель проекта. Зачем он нужен?

На одном собеседовании меня спросили: Зачем нужен руководитель проекта? Можно ведь и без него? Я не смог тогда быстро найти ответ.

Потом (когда у меня появился ответ) я стал использовать этот вопрос сам и видел, как даже опытные руководители проектов не могут чётко сформулировать свою роль в проекте и свой вклад в его успех.

Я видел компании, в которых нет руководителей проектов. И такой подход тоже работает. Но в этих компаниях и проектах этих компаний (как я видел) нет жёстких ограничений (как я понимаю жёсткость). Когда есть право на ошибку, когда есть возможность вернуться к началу и все сделать «правильно», когда есть понимание, что у команды проекта «может не получиться», тогда, действительно, руководитель проекта не так уж и нужен.

Руководитель проекта нужен в проектах с ограничениями. Нужен он для того, чтобы видеть, знать и понимать эти ограничения, искать варианты, как между ними соблюсти баланс и выполнить проект в условиях этих ограничений. Если руководитель проекта не умеет работать в рамках ограничений и находить решения, как в них попадать, то он не выполняет свое предназначение.

Иногда приходится слышать вопрос: «Какая из 9-ти областей знаний по управлению проектами самая важная?» Иногда я отвечал: «Управление рисками», потом стал отвечать: «Управление коммуникацией», затем стал отвечать: «Все, баланс между ними, нельзя жертвовать чем-то». Последний ответ мне кажется сейчас наиболее точным.

Для руководителя проекта важно найти баланс: не давать чему-то одному (сроку, бюджету, качеству или чему-то еще) завладеть проектом. Проект состоит из всех этих составляющих, среди которых нет второстепенных.

Почему же этот баланс не может быть найден без руководителя проекта? Почему участники проекта не могут сами договориться?

Потому, что кто-то должен взять на себя ответственность за решения, которые принимаются для достижения баланса. А именно руководитель проекта несет персональную и неразделимую ответственность за достижение целей проекта. Причем несет он ответственность не только за свои решения, а в т.ч. за решения своих подчиненных, заказчика, спонсоров проекта. И именно он, а не кто-то другой, должен понести наказание, если проект оказывается неуспешен.

Итого получается, что:

  1. Руководитель проекта нужен в проектах с ограничениями.
  2. Его роль – найти баланс между этими ограничениями и бережно пронести его до конца проекта.
  3. Он и только он несет ответственность за правильность решений, принимаемых в проекте, по определению и сохранению этого баланса.

Я думаю, что эта статья станет началом небольшого цикла статей, посвященных управлению проектами.

 

Хотите тоже заказать у нас разработку ПО?

Краткое описание проекта:
1. Интересующий функционал
2. Ограничения по бюджету
3. Пожелания по срокам
Бесплатно оценить проект